Федеральное государственное бюджетное учреждение НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР КАРДИОЛОГИИ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.И. ЧАЗОВА Министерства здравоохранения Российской Федерации
Москва, ул. Академика Чазова, д.15А
Телемедицина Связаться с нами

• Новости
  • Продукты метаболизма кишечной микробиоты могут увеличивать риск развития сердечной недостаточности и ее тяжесть

К настоящему времени накоплено достаточно большое количество информации о связи между продуктами метаболизма кишечной микробиоты и риском развития сердечно- сосудистых заболеваний. Например, именно с эффектом такого метаболита, как триметиламин-N-оксида в настоящее время во многом связывается негативное влияние красного мяса на риск развития атеросклероза (помимо повышения уровня АД и холестерина) (https://www.ahajournals.org/doi/10.1161/ATVBAHA.121.316533). Еще один метаболит фенилацетилглутамин, образующийся при метаболизации микробиотой пищевого белка, также продемонстрировал связь с увеличением риска ИМ и прочих тромботических осложнений, а также сердечно-сосудистой смерти.

В журнале Circulation опубликованы результаты исследования, в котором оценивалась связь фенилацетилглутамина (ФАГ) с ХСН и формальными признаками ее тяжести – концентрацией NT-proBNP и ФВ ЛЖ. Исследование проводилось в двух когортах пациентов, госпитализированных для проведения коронарографии (в США n=3256 и в валидационной когорте в Европе, n=829). Была продемонстрирована дозозависимая связь между концентрацией ФАГ в плазме и наличием ХСН, ФВ ЛЖ и концентрацией NT- proBNP независимо от других факторов риска ХСН и функции почек. Потенциальным механизмом действия является взаимодействие ФАГ с бета-адренорецепторами.

Также было проведено исследование in vitro на ткани предсердий и на культивируемых кардиомиобластах мышей. Прямое воздействие ФАГ приводило к снижению сократимости саркомеров кардиомиоцитов, а также к повышению экспрессии гена мозгового натрийуретического пептида.

Таким образом, выявлен новый фактор риска и возможная мишень для лечения с целью предотвращения развития сердечной недостаточности. Также рассматривается применение диеты с пониженным содержанием фенилаланина – непосредственного предшественника ФАГ (к слову, в белке рыбы его гораздо меньше, чем в белке мяса и молочных продуктов – коммент. переводчика). Также предшественником ФАГ может быть аспартам, используемый как сахарозаменитель (недавно было показано, что он увеличивает риск ССЗ).

Ранее представления о роли микробиоты кишечника в патогенезе ХСН сводилась к тому, что сквозь отечную стенку кишки в системный кровоток могло попасть больше бактерий, что вызывало системное воспаление. На сегодня известно, что стенка кишки – самый большой эндокринный орган в организме, который синтезирует множество паракринных и эндокринных факторов, в том числе – под воздействием продуктов жизнедеятельности микробиоты. В настоящее время ведется очень активная работа по выделению и изучению свойств продуктов метаболизма микробиома.

По материалам:

Romano KA, Nemet I, Prasad Saha P, et al. Gut Microbiota-Generated Phenylacetylglutamine and Heart Failure. Circ Heart Fail. 2022 Dec 16:e009972. doi: 10.1161/CIRCHEARTFAILURE.122.009972. Epub ahead of print. PMID: 36524472

Текст: Шахматова О.О.